Оценка качества образования
Ссылки

Направления деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры.
Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности.
Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

      В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
     Наш  детский сад работает в направление : “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”  уже не первый год, за основу была взята программа О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно- методическое пособие. -2-е изд., переаб. Идоп.-СПб.: Детсво — Пресс, 2002
Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников. 
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения, красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивное отношение к культуре других народов.
Разработанный перспективный план  расчитан на 4 года деятельности по следующим  направлениям:
1. Знакомство с национальным бытом;
2. Знакомство с русским народным творчеством;
3. Знакомство с русскими народными играми;
4. Знакомство с традициями;
5. Праздниками.
 Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту. 
Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: ООД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную  и самостоятельную деятельность.

     Формирование  нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегрированного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. 
 
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к старшей  группе:
Ребенок знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
Использует в игре предметы быта русского народа;
Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). 
Приоритетными остаются  методы и приемы:
Проблемно - поисковые вопросы;
Введение нового персонажа;
Разбор пословиц и поговорок;
Творческие задачи ;
Объяснение происхождения слов;
Метод аналогии;
Работа с моделями и схемами.

Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским  народным творчеством,  дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре. 
Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем  заклички,  считалки, приговорки.
Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое 
Знакомство с  русскими народными праздниками  проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей. 

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В нашем детском саду создан музей «Стариных вещей», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.
При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.
Для них предлагаем провести:
- анкетирование «Что вы знаете?»
- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»
- Мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»
- оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.
Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились – это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!



К списку
Создано: 17.04.2018 15:22:43   |   Изменено: 18.04.2018 08:53:15
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Открытие дополнительного корпуса МБДОУ "Большеберезниковский детский сад "Теремок"
Фотографии